Помолодевший алкоголизм

(статья из “Вечернего Барнаула. автор Бочарникова Кристина)thumbnail-20120123110834n

Как-то возвращаясь, домой с работы, я стала свидетелем не самой приятной картины. На обочине дороги лежала девушка, на вид моя ровесница, около 25 лет. Она валялась на холодной земле в грязных джинсах и задравшейся кофте. Подойдя ближе, мне стало ясно, лежащая пьяна до такой степени, что просто не может встать, а на мой вопрос почему никто не вызвал скорую или полицию, я получила от окружающих взрыв негодования, сопровождающийся фразами “Так видно же, что она алкашка. Ей тут нравится. Пусть отдыхает”.

Рядом с девушкой я заметила сотовый телефон, подняв его, увидела пропущенные вызовы – “от мамы”. Что-то в области грудной клетки у меня сжалось. Да, сейчас она лежит здесь на дороге в таком виде, но как ни крути это человек, чья-то дочь, которую ждут домой. Что заставляет людей ее возраста скатываться на самое дно, и какие мысли в голове у этой девочки? Алкоголизм в нашем обществе молодеет на глазах, он не различает возраста, социального статуса и религии своей жертвы. Мои мысли прервала подъехавшая карета скорой помощи, погрузив невменяемое тело, медики умчались прочь.

Я живу не в самом благополучном районе города и встречаю не трезвых людей практически каждый день. Кто-то просит 10 рублей, якобы на проезд, другие утверждают, что им не хватает на хлеб. Буквально вчера в продуктовом магазине видела помятого мужчину лет 45, он стоял с дочкой.  Отец покупал ей какие-то наклейки, а себе бутылку водки и пиво. Девчушка что-то лепетала про оторванные от своей шапочки бусины, а заботливый папаша, расплачиваясь с кассиром трясущимися от похмелья руками, пообещал приклеить их дома на “момент”. На западе Российский народ давно окрестили как один из самых пьющих. Алкоголизм приобрел в стране характер настоящего национального бедствия. Согласно исследованиям, на каждого нашего земляка на сегодняшний день приходится около 18 литров чистого спирта в год.

Почему так происходит, кого и как настигает алкогольная зависимость, а главное есть ли средство спасти себя. За ответом на вопрос я не пошла в платную клинику, к кодировщику или экстрасенсу. Нет, не умоляю значение подобных методов, однако мое внимание привлек альтернативный способ – когда все зависит от тебя самого, а именно группы анонимных алкоголиков города Барнаула.

Бывших алкоголиков не бывает

Открытое собрание анонимных алкоголиков начинается со считалочки трезвости. Здесь у каждого присутствующего свой счётчик. Только этим людям и их близким хорошо известно, какой ценой достаются сутки вменяемости. Есть те, кто не пьет всего дин день, а также примеры воздержания по 17-18 лет. Хлопают в ладоши каждому, ведь даже самый малый срок уже победа над собой. Участники групп говорят,  что чудес, как и бывших алкоголиков не бывает. Это болезнь, которая останется навсегда, но с ней можно научиться жить достойно, если не полностью исключая, то сводя рецидивы к минимуму. Сюда приходят те, кто отчаялся искать выход, а также только столкнувшиеся с проблемой. Одних приводят за руку близкие, другие сами осознают, что идут к смерти слишком короткой алкогольной дорожкой.

Андрею 42 года, 20 из которых он был пьян. За плечами мужчины 7 кодировок, ни одну он так и не прошел до конца:

– Я испробовал все способы: от лечения звуками до изгнания бесов. Закончилось все тем, что таблетки, которые меня должны были исцелить, запивал алкоголем. Сорвавшись с последней кодировки на месяц – мне нужно было каждый день выпивать полтора литра водки в сутки, чтобы жить дальше. Состояние, когда есть только – диван, ванна, и магазин. Тогда-то я и пришел в группу, 2 года как не пью. Для меня это настоящая школа трезвости. Впервые попробовал алкоголь, когда было всего пять. Моя бабушка стимулировала ложечкой Кагора аппетит. Это продолжалось неделю, а когда она не налила,  я пробрался в шкаф и выпил разом грамм 100 , так я опьянел в первый раз. Потом школьные годы, застолья родителей. Пьянки виделись мне очень привлекательными. Торжественная атмосфера, готовится вкусная еда, все красиво наряжаются, ждут гостей. А когда выпивают первые рюмки, смотришь – они же счастливы. Вот только мне не показывали, как блевали в туалете. А утром они не могли встать, объясняя это тем, что немного устали. В 17 лет я попробовал технически спирт, спросил тогда ребят вокруг «значит, пьяный он так выглядит? Да?», когда ответили утвердительно, поздравил сам себя, что впервые нажрался. А дальше все покатилось хуже и хуже. Я думал, что научусь нормально пить. И вот отец порой говорил, ты что, научись пить нормально. Я учился, но перестарался. Я не признавал, что можно быть трезвым и оставаться счастливым. Горе – залить, от радости или в  честь примирения  – во всех моментах жизни был алкоголь, я не умел переживать по-другому все эти события.

По словам Андрея, придя в группу, пришлось все проанализировать. Мужчина даже составил свою так называемую алкобиографию, чтобы наглядно проследить путь собственной деградации.

– Я все думал, мне вот только нужно протрезветь, а я могу ещё и горы свернуть …достижения будут в спорте, и на Эверест вскарабкаюсь. А когда я трезвел – понимал, как выглядит моя жизнь и мне вновь хотелось спрятаться за стакан. Сейчас я воспринимаю жизнь позитивно, просто по тому, что у меня нет другого выхода. Если у меня будет такая же жизнь как была, не красивая, а мрачная, мне снова захочется пить. Делаю сейчас все, чтобы она у меня была интересной. При этом мне приходится периодически окунать себя в место, где я был – пару раз в месяц я хожу в наркологию, где лежат алко-браться. Разговариваю с ними, смотрю, понимаю от чего я ухожу, – признается мне Андрей. (??Мы доносим привлекательность идей, содержащихся в Программе АА,  до действующих алкоголиков,  это- главное).

Сама идея создания общества анонимных алкоголиков возникла еще в 1935 году у двух «безнадежных» американцев – биржевого маклера Билла и хирурга Боба. Билл прошел курс лечения уже в десятках наркологических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря «сообществу АА» они оба отказались от алкоголя до конца жизни… Чтобы сохранять трезвость, одному пропащему понадобился другой алкоголик, которому надо было оказать помощь. «Помогая другим, я помогаю себе» – в этом суть программы анонимных алкоголиков.

Первый шаг – самый сложный

– Я алкоголик – с этого начинается исповедь каждого. Рассказать о себе правду бывает не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Но специальная программа в 12 шагов предусматривает в первую очередь осознание болезни и принятие того, что своей жизнью человек уже управлять не может, алкоголь сильней.

Следующей ступенью является признание, что есть сила выше (более могущественная), чем собственная – близкий человек, друг, бог, группа анонимных алкоголиков, не важно, что именно выбрано. Постепенно человек приходит к вере, прежде всего в то, что программа работает (прежде всего в своего Бога). Далее он составляет список людей, которых обидел или задел (нанёс ущерб) находясь в пьяном угре, как правило, это близкие родственники. Алкоголик пытается загладить свою вину и исправить то, что ещё возможно, компенсировать нанесенный ущербы. Переходя от шага к шагу, он растет морально и качество его жизни принципиально меняется. А через какое-то время он уже может помогать другим попавшим в аналогичную беду. Видя то, от чего человек уходил, понимает, назад дороги нет, только вперед. Главное, это не останавливаться в процессе саморазвития, иначе можно потерпеть поражение. Срывы, к сожалению бывают. А после них прийти в группу и признаться особенно тяжело.

Помнить кто ты такой

– Когда пришел и рассказал свою историю, я взрослый мужик, далеко не сентиментальный, впервые заплакал. А потом началась  работа по шагам. Болезнь страшная. Есть рецидивы. Некоторые срываются, не возвращаются, теряют свой облик человеческий. Деятельность групп не ограничивается только собраниями, проводим семинары,  играем в футбол, ходим в походы, выезжаем на природу – все направленно на выздоровление. Программа духовная – иными словами, человек, должен становиться лучше, если этого не происходит, он начинает пить снова. Это помогает по тому, что вокруг такие же люди, как и я. Они меня понимают, врать не нужно. Есть ведь общество слепых, немых. Один алкоголик, встретившись с другим, рассказывает историю выздоровления, и он остается сам трезвым и помогает другому. Он смог, а почему я не смогу – механизм такой. Ты начинаешь верить. У меня уже 27 лет без алкоголя – это свобода. Я стал закаливаться, резать по дереву, читать, заниматься спортом, ходить в походы высокой категории сложности, о чем раньше даже не думал.  Страх, что все вернется снова, есть всегда. Я словно иду по лезвию ножа, но не падаю в алкоголизм. Эмоциональная не уравновешенность управляется работой над собой. Нужно четко понимать , что единожды алкоголик  –  зависимый навсегда. Выпиваешь первую рюмку – все покатится назад, как снежный ком. Если становится совсем тяжело – звоню друзьям алкоголикам, обсуждаем все с ними. Почему мы говорим – я – Юрий, алкоголик – чтобы не забывать кто я такой.

По словам участников – принцип честности в этом сообществе один из основополагающих. Можно выпить и врать – но это самообман, который рано или поздно откроется. Здесь никого не контролируют насильно. В этом году Содружеству Анонимных Алкоголиков исполняется уже  80 лет. Оно объединяет в себе женщин и мужчин, которые делятся собственным опытом, силами и надеждами, с одной единственной целью – избавиться от пагубного пристрастия. Никаких вступительных взносов, выплат или особых правил регистрации, все что нужно – это желание побороть пить (бросить пить). В настоящее время мировое содружество насчитывает около 3 миллионов человек, работающих в 200 странах мира, в России  насчитывает уже около 500 групп.

“Надежда”, ” Милосердие”, “Новая жизнь” , “Возрождение” – все это Барнаульские группы анонимных алкоголиков, всего их в нашем городе на сегодняшний день 11. Также пять в Рубцовске, две в Бийске и по одной группе в селе Павловск и городе Заринске.

Одной веры мало

По словам служителей церкви, такой подход приносит результаты, ведь только испытавший на себе подобное может по настоящему понять человека с такой проблемой, рассказывает отец Александр:

-Священник, который не знает, что это такое не может помочь. Можно много говорить красивых слов. Была беда такая и у меня на приходе, человек всю жизнь был при храме, как бы он искренне не каялся, а ему чего-то не хватало, чтобы завязать. И не ему одному. Когда ребята из содружества приглашали меня как консультанта, наконец-то я увидел ту помощь и дружескую организацию, которая как никто другой могла помочь. Иными словами, я сейчас понимаю, что мое служение священника на месте без помощи содружества и взаимной работы близлежащей группы это один костыль для хромого. Сейчас перед движением анонимных алкоголиков на Алтае открывается такой фронт работы – всех  их ждут уже сейчас на приходах, священники прониклись идеями, поняли этих людей. Я очень рад , что – группа “надежда”  теперь работает в покровском кафедральном соборе. Это самый центр нашей метрополии. Без пафоса могу сказать – мы шли к этому и доросли, это эволюционный шаг, движение обрело православную церковь.

Конечно, глупо считать сообщество анонимных алкоголиков панацеей, но и отметать этот вариант тоже не стоит. Люди приходят сюда за чудом, но его не случается, если нет огромной работы над собой. Изо дня в день.

Сегодня в стенах общества новичок. Рядом с ним сидит жена – миниатюрная блондинка. Она держит супруга за руку, вытирает слезы, женщина явно очень устала. Алкоголизм – это болезнь, которой страдает вся семья зависимого. Мужчина встает и начинает рассказывать:

– Меня зовут Алекс, я – алкоголик. Родился в Москве, вырос в спортивной семье. В 17 лет уехал в США, строил там свою спортивную карьеру. После семи лет жизни за границей, судьба сложилась таким образом, что мне пришлось проходить службу в Ираке. После этого страх не покидал меня ни на один день, моя жизнь рухнула, уже три года я пью не останавливаясь. Если бы вы видели, каким я был тогда, просто не узнали бы. У меня 2 боевые звезды за ранение и один из орденов, которые дают за отвагу.  И посмотрите, во что я превратился сейчас, –  мужчина не может сдержать слез.

Его никто не успокаивает, не перебивает,  все слушают внимательно. Каждый в этом зале осознает важность случившегося только что момента, первый шаг сделан.

БОЧАРНИКОВА  Кристина

Можете поделиться новостью в соц. сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.